Контекстная реклама – это интернет-реклама, основанная на поисковых запросах, интересах и характеристиках аудитории.
Условно её можно разделить на два типа:
1) Реклама на поиске.
2) Реклама в сетях.
У каждого поисковика есть своя система размещения рекламы. У Яндекса она называется Яндекс.Директ, у Гугла – Google Ads.
Как это работает?
Покажем на простом примере.
Допустим, некий интернет-пользователь хочет установить у себя дома пластиковые окна. Идет в Яндекс и в строке поиска вводит запрос «Установка пластиковых окон».
Основы контекстной рекламы – пример поискового запроса в Яндексе
Яндекс выдает ссылки на 18 сайтов, которые по его мнению соответствуют данному запросу.
Первые четыре – это верхний рекламный блок, так называемое спецразмещение. Ссылки с пометкой «Реклама».
Основы контекстной рекламы – пример спецразмещения в Яндексе
Дальше – органическая или естественная выдача – сайты, которые поисковик выдает по SEO-алгоритмам.
Основы контекстной рекламы – пример естественной выдачи в Яндексе
И в конце еще 4 рекламные ссылки, так называемый блок гарантированных показов.
Основы контекстной рекламы – блок гарантированных показов в Яндексе
Так вот, 4 ссылки вверху и 4 внизу результатов поиска (в последнее время Яндекс начинает тестировать уже 5 рекламных ссылок в нижнем блоке) – это реклама на поиске. По сути, это простое соответствие запросу.
В заголовках объявлений почти везде точное вхождение фразы – «Установка пластиковых окон». Чтобы аудитория обратила на них внимание: здесь есть то, что вы ищете.
Строго говоря, именно рекламу на поиске можно назвать контекстной. Потому что только у неё есть смысловое соответствие моменту, ситуации. В нашем случае это момент поиска информации, связанный с потребность купить конкретный товар.
Поэтому можно сказать, что реклама на поиске – это прямое соответствие запросам аудитории в конкретный момент времени и в конкретном месте – поисковой выдаче.
Именно к поисковым запросам она привязывается в первую очередь. Да, можно делать с помощью корректировки ставок сужение – показывать рекламу мужчинам определенного возраста, например. Но отправной точкой всё равно будут запросы.
В сетях не так.
Во-первых, там работает отложенный спрос. Аудитория прямо сейчас не ищет товар, а занимается другими делами. Нужные нам люди какое-то время назад его искали, вводили запросы, связанные с продуктом.
Во-вторых, такая реклама показывается не в результатах поиска, а на страницах собственных сервисов поисковика (в Яндексе это погода, новости, картинки, контекстная реклама яндекс.Музыка и так далее) + на сторонних ресурсах и мобильных приложениях, которые входят в его рекламную сеть (рекламную сеть Яндекса, сокращенно РСЯ).
Для примера вернемся к пластиковым окнам.
Допустим, после того, как наш пользователь ввел запрос «Установка пластиковых окон», походил по нескольким сайтам, по рекламным ссылкам, по ссылкам в естественной выдаче. Затем вообще закрыл Яндекс.
Спустя какое-то время он возвращается в Яндекс, смотрит прогноз погоды:
Основы контекстной рекламы – переход на прогноз погоды в Яндексе
И видит среди рекламных баннеров объявление по пластиковым окнам. Это может быть одно объявление, может несколько.